Резонанс


Рассказ-очерк «Дыхание любви»

 

С благодарностью и признанием
творцу-художнику Затучному Володе и его Музе Надежде

 

Его звали Володя, и был он в том мудром возрасте, когда о жизни знаешь практически все, но душа еще полна ожиданий и способна творить. Он жил незаметно для большинства глаз, не любил привлекать к себе внимание и легко обходился без социальной суеты и амбиций, углубляясь в свой внутренний мир чувств, образов, фантазий. Пристанью для него была семья, сестра и племянница, - его женщины, дарившие тепло, заботу и любовь. Но всю свою силу души и энергию впечатлений он вкладывал в дело своей жизни - живопись. Трудно сказать, было ли для него это работой, - скорее смыслом жизни, призванием, дарованным небесами. Мир суеты, где важно успеть и ухватить, где ценность мысли, слова, чувства как-то очень быстро заменилась наличием машин, квартир, денег и соответствием моде, был ему чужд.

Но в этом мире приходилось реально жить, и Володя работал, как все, но сумел остаться собой, сохранив способность мечтать и воплощать свои мечты на полотнах. Все свое свободное время Володя посвящал живописи, превращаясь в творца, вытеснявшего из него молчаливого собеседника. В нем начинали говорить эмоции, страсти, мысли. Достаточно посмотреть на его творения. Когда объявили, что должна открыться выставка его картин, решение было принято моментально: надо идти.

 Мы часто живем, не желая и не умея видеть других: нам безразличны люди в их истинной сущности; мы ревностно следим за их успехами и не прощаем других за ум и смелость жить в гармонии с собой. Но при этом мы и себя не желаем видеть и слышать, отторгаем в себе собственное «я», боимся быть счастливыми, не позволяем себе мечтать и просто жить в удовольствие. Мне страстно захотелось окунуться в мир его души, которым он щедро делился с окружающими через свое творчество.

 Открытие выставки было назначено на 14 января. В этом была какая-то предопределенность, да простит мне читатель внимание к знакам судьбы. Во-первых, это первый день старого Нового Года, а значит начало изменений и ожиданий судьбоносных событий; во-вторых - это канун солнечного затмения, которое наука определяла как самое продолжительное в 21 веке. Для меня это стало знаком, что выставка не будет рядовым событием. После работы, в сопровождении нескольких коллег, я отправилась получать новые впечатления. Когда есть готовность их принять, они приходят. Войдя в зал, я сразу увидела ЕЕ. Она была повсюду: ее умные глаза с цепким взглядом, руки, удивительно умеющие не быть лишними, ее царственная поза, не возможная, если человек не обладает чувством достоинства и самодостаточности - все, абсолютно все в ней притягивало. Сомнений не было - это была МУЗА, само имя которой несло вдохновение и желание жить - Надежда.

 Полотна были развешаны так, что зритель мысленно бродил по улицам Ярославля, потом неожиданно оказывался в Петергофе; мог стать участником королевских пирушек, но дыхание МУЗЫ можно было ощутить повсюду.

Какой великолепный портрет весны, женской щедрости, красоты и плодородия. Как решительна, отчаянна афинянка; и ты понимаешь, что меч, вложенный ей в руку, таит опасность, если оскорбить ее в лучших чувствах. Три грации, изображенные на нескольких полотнах, непроизвольно заставляют тебя вытянуть шею, расправить плечи и почувствовать всю силу своего женского обаяния и самоуважения.

 Как кокетлива, и в то же время уверенна, и изящна дрессировщица; а шляпа, так гармонично вписывающаяся в ее облик, выдает в ней истинную леди. Будь то Вирсавия или Венера, почти что Даная, - это все линии, формы тела, таящие любовь, соблазняющие, передающие магию женщины, ее вкус, запах, грациозность ее пластики.

Как великолепна женщина в красном! Глядя на ее очертания в позе королевы, ты чувствуешь, как полна ее жизнь романами, сколько мудрости в ее прошлом и ее готовность к новым отношениям, но уже более глубоким и терпким.

Картина «Кукла» меня поразила и показалась удивительно точной. Прочтение пришло мгновенно: там много в ней было мыслей и умных деталей.

 Милые девочки, они приходят в этот мир куклами, с миленькими мордашками, с изящными фигурками в пышных нарядах, наивным взглядом, под которым часто скрывается еще не развитое хищническое начало. Они манят своей свежестью и чистотой. Но редкая из них наполнит свой духовный сосуд ароматом жизни, нежностью чувств, мудростью решений, избирательностью в любви. Фон, который окружает эту почти фарфоровую статуэтку, включает фигуры женщин, несущих опыт жизненных уроков. И твое внимание постепенно переключается с куклы, где все на поверхности и понятно, на женщин, в которых хочется вглядываться, проникать в их мир, в их позы, манеры.

 Как много знает автор о женщинах, как трепетно он их чувствует и боготворит! Он сделал то, что не осмеливаются сделать сегодня в искусстве. Он откровенно, смело, ярко посадил на трон и отдал власть над собой и миром женщине - не просто молодому телу, кукольным мордашкам, длинным ногам, а зрелой, мудрой женщине, чей опыт любви и бережность в отношении этого чувства дороже всех материальных благ и других удовольствий. Эта женщина, если суметь ее увидеть и почувствовать, полна жизни, тонко вписывается в окружающий мир, непредсказуема в образах, нарядах, переживаниях. Она остается женщиной, она продолжает манить и будоражить воображение, потому возраст ее уходит на дальний план. Даже в пределах одного полотна и сюжета, в одном образе - будь то монашка или светская дама - она всегда разная, она в развитии и внутреннем движении, хотя внешне она спокойна и сдержанна.

 Такие полотна, такие образы, такие глубокие цветовые оттенки могут рождаться в атмосфере любви, такой же глубокой, жизнеутверждающей и благодарной. Любовь просто плещет с картин, она накрывает волной зрителя, но ты не прячешься от ее мощи и объема - тебе хочется нырнуть в самый ее центр.

Переходя от картины к картине, я чувствовала, как я наполняюсь мощным потоком энергии, он просто распирал меня: я чувствовала резкий прилив сил, возникло желание всех любить и всем простить их маленькие и большие глупости. Я не помню, когда в последний раз я так улыбалась: лицо не слушалось меня, а углы рта ползли все выше и выше. Пришло четкое осознание, что меня настолько переполнили любовью и радостью, что мышцы и кожа не выдержат напора. Бессмысленно объяснять то, что возможно только почувствовать самому. Дыхание любви - это дыхание самой жизни!

 

Андриянова Елена Витальевна (26.01.2010)